Конструкция корпуса TQWP-Slim для широкополосных динамиков Sonido SWR250.
Те самодельщики, которые пробовали конструировать «трубу Войта», наверное знают все преимущества такого акустического оформления. Это хорошая отдача, чёткий ударный бас без «фазоинверторной» монотонности и широкая вариативность настройки. Но, очень часто, особенно при некоторых просчётах в конструкции, широкополосные динамики с низкой и средней добротностью, при, казалось бы глубоких на слух низких частотах, имели хорошо слышимый провал на мидбасе. Такое явление можно отнести как к особенностям самих динамиков (не очень подходящих в это оформление), так и корпусов с узкой передней панелью, в которых принято делать традиционные TQWP.
Так получилось, что под, имеющиеся у меня, динамики Sonido SWR250-8A, нужно было сделать корпус, который позволил бы этим динамикам раскрыться во всей своей красе. Штатный фазоинвертор, рекомендуемый производителем, был всем хорош, но характер НЧ, которые в нём получались, меня категорически не устроил. Вариации с объёмом и формой, также не давали приемлемого результата. Попробовал традиционный TQWP, стало получше, но форма не очень эргономична и вышеуказанный недостаток на мидбасе, тоже в некоторой степени присутствовал. И вот… Не знаю делал ли кто-то до меня подобные корпуса, думаю, что наверное делали, просто мне не попадалось. Меня лично, к идее «широкомордого» корпуса, в том числе, подтолкнуло и удобство размещения таких корпусов в помещении.
Для 10» динамиков Sonido SWR250 глубина корпуса по внутренним стенкам составляет всего 170мм, глубина по внешним стенкам будет зависеть от применяемого материала. У меня конструкции сделаны из 19мм МДФ. Уменьшив лишь глубину корпуса до 120мм(по внутренним стенкам) и оставив без изменения другие размеры корпуса, подобную конструкцию можно использовать для 8» динамиков Sonido SWR200.
ФОТО1
Отделка корпусов сделана так называемым «бамбуковым шпоном». Он продаётся в магазинах отделочных материалов и представляет собой тонкие бамбуковые рейки, наклеенные на марлю. Работать с ним очень удобно и при аккуратном исполнении получается достаточно интересный внешний вид.
ФОТО2
Конструкция акустических систем, в подобном корпусе, обладает широкой вариативностью в настройке. На звучание влияют три основных изменяемых фактора:
1) Заполнение канала звукопоглотителем. В моём случае, это разрыхлённый синтепон. Средний карман заполнен полностью. Пространство за динамиком тоже. В раскрывающиеся каналы свешиваются полотна синтепона. Если переборщить с заполнением, то теряется атака на низких частотах, их уровень падает по отношению к СЧ-ВЧ. Если заполнителя недостаточно, то бас становится навязчивым и появляется «грязь» в звучании средних частот.
2) Раскрыв канала направлен «в пол» и расстояние, на которое колонки приподняты над полом, тоже существенно влияет на звучание. В моём случае, высота подставки 10см. Если опустить ниже, то баса субъективно больше. Если приподнять, то звучание на низких частотах как бы «подсушивается».
3) Размещение в комнате. При приближении к стенам и углам, низких частот больше, но может страдать локализация виртуальных источников в пространстве.
Вот такие получились колоночки. Внешний вид с некоторым винтажным налётом. В общем стиле выдержаны ножки-подставки и решётки на динамиках. Кстати, динамики Sonido, по высоким частотам поддержаны рупорной «пищалкой» от P-Audio. Пищалка подсоединена к широкополоснику первым порядком, через конденсатор 0,6мкФ. Раздел не слышно, высокочастотный громкоговоритель, очень мягко и ненавязчиво, лишь добавляет воздуха и разрешения на самом верху.
ФОТО3
Ноябрь 2012, г.Тула, Горнов Дмитрий(U.L.F.).